Подготовка к переходу (по материалам пресс-релиза)

В декабре 2008 года было решено направить три серийные моторные яхты ЭЛЛИНГ Е4  с Канарских островов в трансатлантический рейс к Карибскому морю. Одна из наиболее уникальных особенностей этих яхт — присвоенная им категория А по классификации Евросоюза, что говорит о том, что лодка способна преодолевать океан при ветре более 8 баллов по Бофорту и высоте волны более 4 метров. Конечно, для большинства владельцев это всего лишь оценка безопасности, указывающая, что лодке разрешен выход в океан. К тому времени еще никто не пересек океан на полуводоизмещающей моторной яхте длиной менее 50 футов ни в одиночку, ни в группе однотипных яхт. Состав участников определился, когда о своем согласии участвовать в переходе заявили российские владельцы трех яхт ЭЛЛИНГ Е4  Помимо владельцев яхт и их гостей, в числе участников — совладелец и директор NEPTUNE MARINE Антон ван ден Бос (капитан флагманской яхты и единственный иностранец среди россиян), учредитель АДВЕНТОР ЯХТС Александр Рубинов (он же организатор перехода с российской стороны и капитан второй яхты), приглашенный капитан третьей яхты (по совместительству журналист). Ниже перечислены проблемы, которые пришлось решать при подготовке к плаванию.
Безопасность прежде всего.  Переход через Атлантику на моторном судне длиной менее 15 м относится к разряду серьезных приключений, однако, мы считали, что не идем на безоглядный риск, поскольку именно наши суда отвечают стандартам безопасности в пределах категории «А» ЕС, имея:
  1. Корпус, полностью армированный твароном.
  2. Остойчивость, исключающую опрокидывание. Это означает, что в самом худшем случае, когда сверхмощная волна набрасывается на судно, опрокидывая его, ЭЛЛИНГ тут же возвращается в прямое положение. Это характерно для большинства парусников, имеющих литой киль с бульбовидным обтекателем, который обеспечивает низкое расположение центра тяжести. Это обстоятельство учтено при проектировании ЭЛЛИНГа: все тяжелое оборудование (двигатель, генератор, компрессоры системы климат-контроля и т.п.) размещено как можно ниже. Кроме того, при опрокидывании рулевая рубка, с воздушным пузырем внутри, благодаря герметичному пневмоуплотнению люка и герметичности дверей, просто не дает лодке оставаться в опрокинутом положении.
  3. Окна простой плоской конструкции с двойным остеклением, применяемые на коммерческих судах повсеместно, обеспечивают моноблочную прочность надстройки. Одна из всех опасных ситуаций, могущих случиться в штормовых условиях, — прямой удар волны или топляка, разбивающий стекла.
  4. Вспомогательный двигатель.
ЭЛЛИНГ, подобно большинству коммерческих судов, имеет один главный двигатель. С этим связано несколько преимуществ:                                                                                                      - Низкое положение центра тяжести (благодаря этому ЭЛЛИНГ имеет категорию А).
- Увеличение полезного объема: находясь на ЭЛЛИНГе, вы ощущаете себя гостем 18-метрового судна, несмотря на то, что истинная длина корпуса составляет всего 14,95 м.
- Доступ в машинный отсек ничем не затруднен.
Однако, на одновальном судне всегда бытует опасение: А что будет, если посреди океана внезапно откажет двигатель, а еще хуже, если вы к тому же при ветре в 8 баллов окажетесь вблизи скалистого берега?
Наш ответ: на ЭЛЛИНГе вы можете запустить вспомогательный консольный двигатель — он предлагается в виде опции тем, кто готовится к серьезным плаваниям в штормовых морях. Он установлен под спальным местом в кормовой каюте и снабжен автономным топливным баком, который окажется кстати, если загрязнится топливо в главной цистерне. Если такое случается на двухвальном судне, остается только ждать, пока заглохнет и второй двигатель. Консольный двигатель в 30 л.с. обеспечит вам максимальную скорость до 6 узлов и даст 5 узлов в длительном переходе.
Запас хода. ЭЛЛИНГ — яхта полуводоизмещающего типа. Это означает, что она может двигаться гораздо быстрее предельной скорости чисто водоизмещающего режима (в английской терминологии — «корпусной» скорости), в нашем случае равной 8 узлам. И мы действительно имеем максимальную скорость до 18 узлов, а крейсерскую — 14-15 узлов. Глиссирующее судно пойдет резвее, но ценой ухудшения показателей на водоизмещающем режиме. Полуводоизмещающий вариант одинаково хорош и на малых, и на повышенных скоростях. ЭЛЛИНГ реализует максимальные скорости в экстренных ситуациях — для избежания столкновений, чтобы уйти от надвигающегося шторма, а также просто под настроение, «для куража». Наиболее выгодный режим плавания — на «корпусной» скорости; для ЭЛЛИНГа в океане стоит остановиться на 7 узлах. Удельный расход топлива на этой скорости — всего лишь 1 литр на милю. При стандартном запасе топлива 1500 л ЭЛЛИНГ на скорости 7 уз способен покрыть расстояние до 1400 морских миль. Но ведь этого недостаточно для трансатлантического перехода в 2700 миль! Поэтому на каждом ЭЛЛИНГе в кокпите предусмотрена установка дополнительных топливных емкостей общим объемом до 1400 л.
 Двигатель. Два из трех ЭЛЛИНГов оборудованы дизелями VolvoPenta® D6, 435 л.с., которые обеспечивают максимальную скорость 17 узлов. На третьем ЭЛЛИНГе стоит дизель VolvoPenta® D9, 570 л.с., которому соответствует максимальная скорость 20 узлов. Как заверила нас фирма Volvo, обе модели двигателей надежно работают на малых оборотах длительное время. Кроме того, все три ЭЛЛИНГа оборудованы консольными двигателями VolvoPenta® D2, 30 л.с.
Навигационное оборудование. Все три лодки имеют самое современное навигационное оборудование Raymarine. На двух из них стоят навигационные комплексы G 150 с 4-футовой внешней радарной антенной и с 15-дюймовым дисплеем. Они подключены к процессору GPM 400, в базе которого содержится набор навигационных карт всего мира.