Волна ажиотажа, сопровождавшая новости о трансатлантическом походе трех моторных яхт ELLING E4 с российскими экипажами в декабре 2008 года, постепенно спадает. Позади остались такие события, как обсуждение итогов, в ходе которого единодушно подчеркнута незаурядная мореходность и экономичность яхт-участниц похода, пресс-конференции на бот-шоу в Дюссельдорфе и Москве, публикации известных журналов, посвященных яхтингу, с броскими заголовками «Впервые в мире», «Сенсационное плавание», выход в финал лондонского конкурса «Лучшая лодка 2008 года».
Наступил момент, когда нельзя обойти молчанием насущный вопрос: как пройти не менее тяжелое испытание, чем переход через Атлантику, – преодолеть кризис. К сожалению, Море Кризисов существует не только на карте видимой стороны Луны. Несмотря на то, что общий спрос на яхты ELLING составляет не менее двух третей от уровня прошлого года, когда верфь Neptune Marine Shipbuilding продала 25 лодок, приходится знакомиться и с зарубежным опытом, и искать собственный подход к ситуации, в которой оказались потенциальные Заказчики.
Появилось сообщение, что американская компания Hargrave Yachts, поставляющая на рынок алюминиевые моторные яхты длиной от 80 футов и выше, перешла на новую схему оплаты заказанных яхт – 30% стоимости контракта при заказе и остальное – при передаче яхты Заказчику. Кроме того, предлагаются гибкие сроки поставки – до двух и более лет. Безапелляционно рекламируя свое нововведение как «лучшую в отрасли программу платежей», компания Hargrave перечисляет преимущества, которые имеет Заказчик, получая кредит от поставщика. Некоторые из этих преимуществ связаны с реалиями американского рынка (выгодное вложение капитала – заметное падение цен во время кризиса, возможность продать лодку за цену больше заплаченной после кризиса, игра на бирже).
Однако, похоже, что компания Hargrave явно поспешила, присвоив себе пальму первенства в вопросе о льготных платежах. Верфь Neptune Marine Shipbuilding совместно с компанией Адвентор Яхтс, принимая заказы на поставку моторных яхт ELLING в 2009 – 2010 гг., применяет принцип рассрочки платежей в три этапа: при заключении контракта – 10% стоимости яхты, 30–40% – за 4 месяца до окончания постройки, остальное – после проведения приемо-сдаточных испытаний, при передаче судна Заказчику.
Кроме того, следует подчеркнуть некоторые особенности нашей схемы. Второй и третий этапы могут быть разнесены по времени согласно интересам заказчика. Стоимость контракта может быть заморожена на уровне цен года, предшествующего заказу (исключается инфляционная надбавка). Применяются и прямые скидки, и бесплатная установка части оборудования. При этом перечень большей части оборудования может быть изменен или дополнен за три-четыре месяца до поставки. Фактически, как и в американской схеме, верфь кредитует заказчика, давая ему возможность более свободно распоряжаться своими средствами в период постройки заказанной лодки. За это время деньги в объеме беспроцентного кредита, полученного от верфи, находятся в обороте, принося доход. Желанная цель – стать владельцем престижной моторной яхты – уже не требует экстренной мобилизации средств. И материально, и психологически Заказчику легче справиться с затруднениями, не отказываясь от своих планов.
Таким образом, учет финансовых возможностей Заказчика в сложный период кризиса становится ведущим приоритетом голландского и российского партнеров.